Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
17 ноября 2018. суббота, 13:26
Информационно-аналитическая газета

Статьи

442 0

В Департаменте Комитета фармации Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Актюбинской области при участии представителей Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК, а также Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области прошел семинар-совещание с представителями фармацевтической отрасли по современным проблемам сферы обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В ходе встречи руководитель Агентства по делам госслужбы Толыбаев Ербол Муратович разъяснил основные направления антикоррупционной политики, а также сделал акцент на том, что коррупция является опасным проявлением, как для государства, так и для общества, отметив важность профилактических мероприятий подобного плана. Он актуализировал вопросы, касающиеся основных направлений Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан и профилактики коррупции.

Доклад руководителя Департамента Комитета фармации Рината Кубатаева был посвящен Меморандуму по сдерживанию роста цен на 110 наименований лекарственных средств, а также рецептурному отпуску лекарственных средств, в том числе отпуску кодеин-содержащих препаратов.

Главный специалист Департамента Алмагуль Сулейменова выступила с разъяснением видов государственных услуг, оказываемых Департаментом Комитета фармации.

Президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК М.И. Дурманова поблагодарила коллектив и руководство Департамента Комитета фармации по Актюбинской области за организацию совещания. Доклад Марины Ивановны был посвящен вопросу о том, какой должна быть национальная лекарственная политика, чтобы обеспечить эффективное развитие фармацевтической отрасли. Она выделила основные задачи сегодняшнего здравоохранения:

- переход на обязательное социальное медицинское страхование;
- цифровизация оказания медицинских услуг;
- внедрение электронного паспорта здоровья;
- выписка электронного рецепта;
- разработка мобильных цифровых приложений;
- внедрение Системы маркировки и прослеживаемости лекарственных средств в Республике, и гармонизация данных программ со странами ЕврАзЭС.

Спикер отметила, что современные задачи фармацевтической отрасли нашли отражение в стратегических документах. Это в первую очередь:

- Указ Президента РК от 8 января 2013 года об утверждении Государственной программы «Информационный Казахстан – 2020»;

- Послание Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева от 17 января 2014 года к народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

- Послание Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»;

- Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы;

- Программа развития МЗ РК на 2016-2018 годы.

М.И. Дурманова выделила основные направления развития фармацевтического сектора:

- обеспечение качества, безопасности и эффективности лекарственных средств;
- обеспечение доступности и совершенствование системы лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и ОСМС;
- рациональное применение лекарственных средств;
- совершенствование системы регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- совершенствование формулярной системы (использование лекарственных средств с доказанной клинической эффективностью);
- совершенствование системы единой дистрибьюции лекарственных средств;
- развитие отечественной фармацевтической промышленности;
- меры борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией.

Стратегическим документом, определяющим системный подход к развитию информатизации сектора здравоохранения, сегодня является КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2013-2020 ГОДЫ, которая была одобрена и утверждена приказом Министра здравоохранения РК от 3 сентября 2013 г.

Целью Концепции является модернизация существующей модели развития информатизации здравоохранения, переориентация ее на потребности пациента, поддержка принятия клинических решений, повышение качества и доступности медицинской и фармацевтической помощи. В рамках реализации Концепции осуществлен ряд мероприятий, включающих создание и повышение потенциала необходимых институциональных структур национального уровня, разработку и утверждение базового набора стандартов электронного здравоохранения, подготовку к внедрению инструментов интеграции информационных систем здравоохранения на национальном уровне.

Ключевым элементом электронного здравоохранения является электронный паспорт здоровья, обеспечивающий логическую структуру для хранения и обмена данными о здоровье человека, и являющийся инструментом для реализации задач системы здравоохранения, направленных на повышение доступности и качества медицинских услуг, а также совершенствование менеджмента на всех уровнях.

Как отметила далее Марина Дурманова, пациент имеет право выбора провайдера услуг и самих медицинских услуг.

Что содержит в себе электронный паспорт здоровья? Это демографические данные, сведения о перенесенных и имеющихся заболеваниях, биометрические данные, аллергологический и иммунный статус, также в рамках электронного паспорта здоровья выписывается электронный рецепт. Вся информация передается в личный кабинет пациента.

Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК предлагает интегрировать аптечные организации с организациями первичной медико-санитарной помощи в системе электронного здравоохранения в формате отпуска лекарственных средств по электронным рецептам, выписка которых предусмотрена в электронном паспорте здоровья.

В рамках ОСМС предусматривается возможность сооплаты или приобретения лекарственных препаратов за полную стоимость (предоставляя право выбора лекарственного средства за пациентом), так как в рецептах лекарственное средство выписывается согласно МНН (международное непатентованное название).

«Нас интересует выписка электронного рецепта и возможность интегрирования аптечных организаций с организациями первичной медико-санитарной помощи в системе электронного здравоохранения, и возможности отпуска лекарственных средств по выписанным электронным рецептам. В электронном рецепте указывается международное непатентованное наименование лекарственного средства. В системе обязательного медицинского страхования будет предусмотрена сооплата и отпуск лекарственных препаратов по полной стоимости. Поэтому в организациях по розничной реализации лекарственных средств должна быть внедрена провалидированная компьютерная система, а темпы процесса получения сертификатов GPP, также внедрение международных фармацевтических стандартов GxP согласно утвержденной правительством Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы и Национальной лекарственной политики страны не должны снижаться,» – рассказала спикер.

Далее она отметила, что одна из важнейших задач в фармацевтической отрасли – это недопущение на рынок фальсифицированной и контрафактной продукции. Марина Ивановна отметила важнейшие действия в этом направлении:

Шаг 1. Создание и внедрение единой информационной базы данных по отслеживанию каждой упаковки продукции.

Шаг 2. Внедрение системы прослеживания продукции от производителя до конечного потребителя путем нанесения уникального кода (штрих код, дата матрикс) на каждую единицу упаковки.

Шаг 3. Взаимодействие с таможенными, налоговыми и другими органами по предотвращению оборота контрафактной и некондиционной продукции.

Шаг 4. Гармонизация и интеграция информационной системы с международными базами данных.

Как отметила Президент Ассоциации, ожидаемый результат выполнения проекта – допуск на рынок безопасной, качественной медицинской продукции, а также исключение «серого» оборота медицинской продукции.

Следующая схема наглядно отражает процесс отслеживания продукции.

На сегодняшний день Первым заместителем Премьер Министра РК Маминым Аскаром Узакпаевичем утверждена «Дорожная карта Плана организационных мероприятий по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров в РК». В декабре 2017 г. РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» МЗ РК была разработана Концепция Системы отслеживания медицинской продукции. Система позволяет соблюдать баланс интересов между государством, фармацевтической отраслью и пациентом.

«Конечно, самыми животрепещущими вопросами для фармацевтической отрасли являются внедрение надлежащих фармацевтических практик и регулирование цен на все лекарственные средства в рамках Послания Президента Республики Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Согласно законопроекта РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий», государственное регулирование цен на лекарственные средства будет введено с 01 января 2019 года. Закрепляется компетенция уполномоченного органа по утверждению предельных оптовой и розничной цены с формированием соответствующих государственных реестров.

Таблица формирования предельных цен на ЛС

НАЦЕНКА

Оптовая
%

Розничная
%

Препарат А (1-100 тенге)

20

50

Препарат Б (101-1000 тенге)

15

40

Препарат В (1001-300 тенге)

12

30

Препарат Г (3001-5000 тенге)

11

20

Препарат Д (5001 и выше)

10

10

Статьей 1 пункта 2 в подпунктах 99-5 и 99-6 дано определение предельных цен на торговое наименование лекарственных средств для оптовой реализации и розничной реализации. Этим же Законопроектом вносятся изменения в Административный Кодекс в части приостановления действия лицензии на фармацевтическую деятельность сроком до 6 месяцев, при повторном нарушении в течение года по повышению утвержденных предельных цен на лекарственные средства.

Приказом Министра здравоохранения РК № 281 от 25.05.2018 г. создана рабочая группа по разработке проектов нормативных правовых актов в реализацию проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий», предусматривающих механизм реализации регулирования цен на лекарственные средства. Наша Ассоциация вошла в состав данной рабочей группы. Ждем Ваших предложений по механизму регулирования цен на лекарственные средства», – отметила М. Дурманова.

Далее она заявила: «После проведенных 12 мая 2017 года Парламентских слушаний на тему «Об обеспечении населения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и о состоянии и развитии фармацевтической отрасли в Республике Казахстан» и принятых рекомендаций этим же законопроектом вносятся изменения в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», в рамках которых предусматривается увеличение переходного периода по внедрению надлежащих аптечных практик до 2023 года.

Несмотря на то, что переходный период увеличивают, необходимо ускорить внедрение надлежащих аптечных практик с интеграцией в систему электронного здравоохранения.

За два квартала текущего года уже 400 объектов розничной реализации получили сертификаты GPP. После принятия данного Законопроекта, в рамках его реализации предусматривается пересмотр нормативно-правовых актов в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Также будут вноситься изменения и в приказ МЗ РК №392 от 27.05.2015 г. «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик» по исключению нефункциональных требований к аптечным организациям. Также ждем Ваших предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся нашей деятельности».

Спикер напомнила далее, что в рамках дерегулирования и снижения барьеров для развития предпринимательства в Республике Казахстан Жандарбек Мухтарович Бекшин – Председатель Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики, главный санитарный врач РК – в одном из своих выступлений на встрече с медицинской общественностью по внедрению ОСМС отметил, что 4390 аптек вывели из-под государственного контроля, это те аптеки, которые относятся к низкой степени риска. В рамках проверок остались только аптеки с высокой степенью риска, в том числе аптеки с правом изготовления. Заключение СЭС теперь требуется только при открытии бизнеса. Стирка, сушка, глажка, хранение халатов объединены и не требуют отдельных помещений. Трансформируются государственные услуги, предусматривается передача ряда контрольных функций государственного органа, таких как аккредитация клиник, сертификация, аттестация медицинских работников в НПО. Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстан 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Мы последовательно формируем институты гражданского общества на основе демократической модели развития. Мы должны идти по цивилизованному пути вместе со всем миром, и взять курс на дальнейшую демократизацию общества». В процессе развития демократии важная роль принадлежит неправительственным организациям, как субъектам политики и важного элемента политической системы. От эффективной программы неправительственных организаций зависит реализация Программы Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации –100 конкретных шагов». Активно развиваются институты Наблюдательных и Общественных советов. Внедрена практика сотрудничества государственных органов, некоммерческих, неправительственных организаций и общества в целом в ходе процесса разработки тематики социальных проектов, реализуемых на основе государственного социального заказа, их мониторинга и оценки результатов (данная практика активно применяется в отношениях между государственными органами и неправительственными организациями в странах ОЭСР, в Европейском союзе, в США).

По окончании выступления Президента Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК, состоялся обмен мнениями с участниками семинара, получены исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
20 июня 2018
«Казахстанский фармацевтический вестник» №12 (542), июнь 2018 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы