Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
24 апреля 2024. среда, 06:28
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1501 0

Одна из основных проблем казахстанской медицины – кризис образования. Государственное финансирование по остаточному принципу спровоцировало падение престижа профессии, любой выпускник трижды подумает, выбирать ли такую неблагодарную стезю. При этом еще и устаревшие учебные программы не позволяют дать нужного уровня знаний будущим врачам. О мерах, которые могут кардинально изменить эту ситуацию, шел разговор на трехдневном международном семинаре «Качество, непрерывное совершенствование и бенчмаркинг в современном медицинском образовании», который прошел в Алматы.

Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения» пригласил на семинар ведущих экспертов в области качества медицинского образования Малайзии для обсуждения вопросов совершенствования медицинского образования. Ключевая тема, проходившая красной нитью через все выступления спикеров на семинаре, – совершенствование обучения будущих врачей практическим навыкам. Ведь сама суть этой специальности раскрывается через профессиональное овладение навыками и умениями с последующим постоянным их совершенствованием в процессе трудовой деятельности.

Вице-министр здравоохранения РК Олжас Абишев выразил надежду, что семинар позволит в тесном партнерстве с малазийскими специалистами выбрать наилучшую программу обучения будущих врачей.

«В наших учебных программах слишком много теории без практики, и это большое упущение. Мы хотим перейти от устаревших стандартов на европейские, чтобы наши врачи были конкурентоспособными не только на территории Казахстана, но и в странах Европейского союза. А для этого необходимо создать непрерывную интеграцию теоретического образования и прикладного практического применения. Сегодня мы уже на этапе резидентуры прикрепляем студентов к топ-врачам, чтобы они перенимали лучший опыт в ходе учебного процесса, участвовали в научных исследованиях, разрабатывали и внедряли новые медицинские технологии. Наши стратегические партнеры из Малайзии подсказывают, как лучше осуществить переход на новую программу, используя международные стандарты и учитывая нашу специфику и нашу структуру», – отметил вице-министр.

Представитель Международного медицинского университета Малайзии Вишна Деви Нараджи:

«В мире много примеров, когда именно университетские клиники становятся лучшими в своей стране, а выпускники приходят в практическое здравоохранение уже готовыми профессионалами. Малайзия – это британская колония и поэтому наша образовательная система следует за системой Великобритании. В нашей стране в медицинские ВУЗы поступают в 19-20 лет. Получение высшего медицинского образования занимает 5 лет. Первые два года студенты посещают лекции и проводят лабораторные и практические работы в больницах, затем они могут либо продолжить свое образование в Малайзии, либо перевестись в Австралию, Великобританию, Ирландию, Северную Америку. Все университеты в этих странах признали программу и расписание, которые мы разработали в нашем университете. Последующие 3 года обучение фокусируется на развитии практических навыков и большую часть обучения студенты проводят в больницах, где изучают все аспекты медицины. После окончания обучения и получения степени «Доктора медицины», выпускники должны получить предварительную регистрацию в Министерстве здравоохранения Малайзии на прохождение практики в больнице в течение года. Именно на данном этапе студенты могут выбрать желаемую специализацию для сдачи дополнительных экзаменов или продолжения обучения в аспирантуре, чтобы иметь полноправную возможность быть доктором. Продолжительность обучения на базе аттестата составляет 6 лет с прохождением подготовительной академической программы Foundation.

Несмотря на мировое признание Малазийской медицинского образования, мы уверены, что образовательные стратегии XX века не способны ответить на те вызовы, которые нам бросает XXI век. Только непрерывное равнение или бейнчмаркинг на лучшие медицинские школы позволяет быть готовыми к нуждам и вызовам. Мы должны постоянно думать о том, действительно ли мы работаем по лучшим практикам, соответствует ли наш университет международным стандартам. Мы относимся к студентам, как к своим детям и считаем необходимым предоставлять им наилучшие шансы для того, чтобы они были конкурентоспособны на международной арене и чувствовали себя равными среди профессионалов.

Ректор КМУ «ВШОЗ» Алма Мухамбетжановна Ауэзова:

«Процесс интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки, это тенденция, которая охватывает все страны мира, в том числе и Казахстан. Не случайно в последние годы много говорится о создании форм, которые могут объединить научно-образовательный потенциал. Важно осознать, что подготовка высококвалифицированных специалистов – задача не отдельно взятого учебного заведения, а всей образовательной системы в целом. Именно поэтому Казахстанский медицинский университет объединил людей вокруг общего дела, тем самым формируя поле для взаимного сотрудничества и обмена мнениями и знаниями. В нашем обществе в целом уже сложилось понимание того, что дальнейшее развитие страны невозможно без инновационной экономики, глобальной информатизации и цифровизации. Вопрос теперь упирается в другое – какими методами действовать, как использовать имеющиеся силы и ресурсы. В русле решения этих важных задач и следует рассматривать вопросы расширения академической управленческой самостоятельности высших учебных заведений, направленной на повышение доступности и качества высшего образования, а также улучшения условий проживания студенческой молодежи. Особое значение имеет создание единого информационного пространства и повышение качества обучения во всех учебных заведениях, участвующих в интегральном процессе, переход на безбумажное ведение документации и исключение дублирования учетных форм на бумажных носителях. Учреждения, имеющие доступ к научным базам, получают возможность повышения качества образования и научной работы. Взаимное общение на ниве образования позволяет ВУЗам использовать интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы для организации и проведения совместных образовательных научных и социальных программ и мероприятий. Мы стремимся к главной цели – сформировать системный подход к вопросу воспитания. Если говорить о конкретных действиях, то можно выделить работу с одаренными обучающимися, с новыми пилотными проектами по комплексной модернизации образования. В нашем понимании интеграция науки, образования и практики, это современный ориентир на непрерывное образование в течение всей жизни».

Провост АО «НМУ» Дайнюс Павалькис отметил в своем выступлении, что высшее образование в наши дни стало массовым бизнесом. Но при этом действительно качественное образование показывают только единицы ВУЗов из сотни. Профессор Павалькис выделил основные различия в медицинском образовании Казахстана и Европейского Союза. По его данным, образовательная медицинская программа в Казахстане перегружена научной нагрузкой – 9000 часов, в странах ЕС только 5500 часов. Налицо, по мнению спикера, ненужная нагрузка на казахстанских студентов. Получается, что общеобразовательные и базовые дисциплины в РК занимают 75% учебного времени, тогда как клиническая практика всего 25%. Для сравнения в странах ЕС эта пропорция выглядит как 42% против 58%. В требованиях к уровню подготовки обучающихся в Казахстане вообще не прописан клинический опыт. Тогда как в странах ЕС есть специальный пункт: «подходящий клинический опыт в больницах под соответствующим наблюдением». Спикер уверен, что общими усилиями удастся изменить ситуацию в нашей стране и приблизить ее к европейским стандартам.

Медицинское образование в Казахстане и Европейском Союзе

Показатель

РК

Страны ЕС

Нормативы

ГСВО, утвержденный ПП РК от 23.08.2012г. №1080

ГОСО и ТУПл медицинских специальностей, приказ МЗСР РК от 31.07.2015г. №647

Европейские директивы ЕС 2005/36/ЕС по признании профессиональных квалификаций

Национальные законодательства стран ЕС

Учебная нагрузка в семестре

не менее 15 недель, в среднем 900 часов

Макс. 800 часов

Количество дисциплин в семестре

Не определено

6-7 дисциплин

Срок обучения до диплома

5 лет + 2 интернатуры

6 лет

Учебная нагрузка

9000 часов

5500 часов

Пересдача

Летний семестр

Пересдача экзамена в конце семестра и перед началом нового учебного года

Выпускнику присуждается

Степень бакалавра общей медицины по специальности «SB 130100 «Общая медицина»

Степень магистра и присваивается квалификация медицинского врача

Интернатура

2 года (6,7 курсы), 72 кредита, 3240 часов по 5 направлениям: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство, ВОП

Единая клиническая медицинская практика на 6 курсе, входит в 6-летнюю подготовку по общей медицине для получения клинического опыта

Таким образом в Казахстане создалась уникальная модель, не соответствующая международной практике и Болонскому процессу, а именно:

- у выпускника бакалавриата, получающего диплом, нет возможности реального трудоустройства;
- подготовка 5 специальностей в интернатуре (терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, хирург, ВОП), эти же специальности готовятся в резидентуре;
- подготовка врачей-специалистов на 3-х уровнях (интернатура, резидентура, переподготовка);
- неясные квалификационные требования к врачам-специалистам (права-ответственность, оплата труда, обязанности);
- интерны и слушатели резидентуры не являются участниками системы здравоохранения.

Сегодня Казахстан уверенно идет к объединению образовательных научных и клинических действий. Общим словом это называется Академическая система здравоохранения.

Дайнюс Павалькис предложил следующие шаги для того, чтобы изменить существующую систему:

1. Пересмотр нормативно-правового регулирования подготовки врачей и создание инфраструктуры для этого по принципу АСЗН (Академическая система здравоохранения).
2. Усиление и ответственность государственного регулирования.
3. Повышение роли академической и профессиональной среды.
4. Национальный экзамен как после 6 лет, так и после резидентуры.
5. Рамочные программы обучения без детализации.
6. Последипломное образование в резидентуре – через медуниверситеты во избежание узкости образования и соблюдении рамочной программы обучения.

Проректор по научной и учебной работе КМУ «ВШОЗ» Ержан Сабиталиевич Утеулиев в своем докладе привел выкладки рабочей группы Всемирного банка по оптимизации концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения. Отмечено, что низкий бюджет на образование и постоянные изменения в процессе реформ затрудняют разработку и исполнение политики в области здравоохранения.

«Несмотря на наличие системы аккредитации ВУЗов и мероприятий по повышению компетенций преподавательского состава, есть ряд направлений, нуждающихся в улучшении:

- разработка учебных программ;
- квалифицированный преподавательский состав;
- применение передовой практики самообразования студентов и преподавателей, и их участие в научных исследованиях.

Для того, чтобы обеспечить качество образовательного процесса, в прошлом году в Казахстане был усилен статус ВУЗов. Им придана самостоятельность и автономность в решении своих задач. Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» в числе наиболее актуальных для сегодняшней медицины считает следующие программы послевузовского образования:

- Цифровизация в здравоохранении.
- Правоведение в здравоохранении.
- Менеджмент в здравоохранении.
- Маркетинг и экспорториентирование медицинских услуг.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Новое общественное здравоохранение.

Всемирная организация здравоохранения считает, что цель кадровой политики в решении проблем здравоохранения – подготовить нужных работников нужной квалификации, поставить их в нужное место и дать нужное задание и при этом сохранить гибкость в целях реагирования на кризисные ситуации, решать существующие проблемы и предвосхищать будущие события», – подчеркнул Е. Утеулиев.

Подготовила Елена Томилова

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
20 февраля 2019
«Казахстанский фармацевтический вестник» №4 (557), февраль 2019 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

15 апреля 2024 E-Comm в мире, РФ, KZ