Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
24 апреля 2024. среда, 03:23
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1831 0

Благодаря технологическим инновациям в диагностике онкологических заболеваний в Казахстане заметно снизился уровень смертности. Об этом рассказала директор Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Министерства здравоохранения Диляра Радиковна Кайдарова.

На IV Международном научном форуме «Инновации в здравоохранении – 2019» Д.Р. Кайдарова представила доклад «Персонифицированная диагностика в онкологии». По ее словам во всем мире отмечается рост онкозаболеваний, не исключение и Казахстан.

– В прошлом году этот диагноз был поставлен 35 тысячам человек. Благодаря совершенствованию методов диагностики заболевание все чаще удается остановить на ранних стадиях, уровень смертности реально снизился с 20 до 15 тысяч человек ежегодно. Все умы онкологии сегодня направлены на то, чтобы проводить персонифицированную диагностику в онкологии для выбора адекватного и точного лечения. Над поиском опухолевых биомаркеров работают тысячи исследователей, они учатся эффективно выявлять их среди нормальных компонентов крови или ее плазмы, а затем оценивать их диагностический потенциал. Онкомаркеры в нашем теле производятся раковыми или другими клетками организма в ответ на развитие опухоли или неопухолевые процессы. Большинство онкомаркеров синтезируются нормальными клетками наравне с опухолевыми, однако уровень их выработки заметно отличается. Это определяется простыми лабораторными методами, которые позволяют диагностировать онкологические заболевания, мониторить онкологический процесс и делать прогноз дальнейшего течения заболевания.

Рак – это, по сути, генетическое заболевание, его вызывают мутации в одном или нескольких из более чем 20 тысяч генов человека. Мутации либо наследуются, и тогда они есть во всех клетках организма, либо появляются в какой-то ткани или конкретной клетке. Человек может унаследовать от родителей определенную мутацию в гене, который защищает от рака, или мутацию которая сама по себе может привести к раку. Мутации помогают раковой клетке выживать, размножаться и избегать гибели. Сейчас вся работа онкологической медицины направлена на то, чтобы блокировать данный процесс. Для того, чтобы воздействовать на определенную мутацию, ученые создали новый вид противоопухолевой терапии под названием «Таргетная терапия». Препараты, применяемые при данном лечении, называются таргетными препаратами, от англ. target - мишень. Они блокируют мутации генов при раке, тем самым запуская процесс уничтожения раковой клетки. Для каждой локализации рака характерны свои мутации, а для каждого типа мутаций подходит только определенный таргетный препарат. Именно поэтому современное лечение онкологических заболеваний построено на принципе глубокого типирования опухоли. Это значит, что перед тем как начать лечение, проводится молекулярно-генетическое исследование опухолевой ткани, позволяющее определить наличие мутаций и подобрать индивидуальную терапию, которая даст максимальный противоопухолевый эффект. Для этого необходимы лаборатории для изучения блоков, цитологического материала, мазков, смывов, жидкости, имплантов и цитоблоков; неинвазивная и экономичная альтернатива традиционным методам биопсии – жидкостная биопсия; мониторинг ДНК, циркулирующей в плазме крови. Все эти методы имеются в Институте онкологии, и мы можем их применять рутинно в нашей практике, причем бесплатно для пациентов, согласно Комплексного плана 2019 года.

Почти 40 лет назад была обнаружена филадельфийская хромосома, которая позволила при хроническом миелоидном лейкозе применить таргетную терапию. В результате 5-летняя выживаемость пациентов с применением препарата иматиниб увеличилась до 90%.

При обнаружении гастроинтестинальных стромальных опухолей желудочно-кишечного тракта, которые составляют только 0,1-3% от всех опухолей ЖКТ и отличаются от других мезенхимальных опухолей ЖКТ наличием специфических маркеров GIST, мы также применяем таргетный препарат иматиниб, который увеличил выживаемость пациентов при раке желудка.

При раке молочной железы есть целая палитра опухолевых маркеров, которые рутинно определяются во всех онкодиспансерах страны, и мы можем спокойно и четко назначить именно таргетное лечение, которое блокирует эти белки и приводит к тому, что выживаемость при раке молочной железы увеличивается.

Определяются специфические биомаркеры и при колоректальном раке. Таким больным назначается таргетная терапия цетуксимабом, который также позволяет увеличивать выживаемость пациентов.

Остается актуальной проблема диагностики рака легких, смертность от которого во всем мире и в Казахстане остается на первом месте. Определение гистологической структуры позволяет более точно установить мишень, направленную на мутацию генов. Для этого во всех онкодиспансерах Казахстана есть лаборатории. Разработан алгоритм лечения и диагностики для всех онкоучреждений по выявлению рака легких. Наиболее перспективная инновационная технология в борьбе с этим онкозаболеванием – таргетная терапия. Она применяется только при выявлении мутирования определенных генов, которые могут излечиваться при помощи уже имеющихся в Казахстане медикаментозных средств. Прогнозы при таком виде лечения благоприятные даже при выявлении тяжелых форм рака легких. Препараты таргетной терапии при раке легких у нас бесплатны.

В 2018 году Нобелевскую премию по медицине получили американец Джеймс Эллисон и японец Тасуку Хондзе за открытие имуннотерапии раковых опухолей, которая проводится путем ингибирования отрицательной иммунной регуляции. Иммунотерапия отличается от лучевой и химиотерапии тем, что изначально нацелена на активацию человеческого иммунитета для борьбы с раковыми клетками. Основной проблемой такого вида лечения является выявление веществ, рецепторов или ингибирующих комплексов, которые подавляют иммунитет больного относительно раковых клеток. Но даже если их выявить, второй проблемой становится правильное воздействие на эти вещества, которое поможет иммунной системе начать работу. В 2012 году этот метод был опробован на людях: в испытаниях приняли участие около трех сотен человек. В результате у трети больных меланомой пациентов зафиксировали значительное уменьшение объема опухолей, у тридцати процентов больных раком почки также было отмечено улучшение.

К иммунотерапии относят несколько препаратов, это сложные и дорогие лекарства (Опдиво, Ервой, Кейтруда). Они подходят далеко не для всех. Пока их эффективность доказана при отдельных опухолях, но показаний становится все больше. Основные: меланома, рак легкого, рак почки, лимфома, уротелиальный рак, гепатоцеллюлярный рак, колоректальный рак. Еще недавно считалось, что препарат Кейтруда слишком дорог для нас, и мы не могли его применять, но уже сегодня он закупается государством и позволяет лечить пациентов бесплатно.

В настоящее время в стране в качестве комплексного высокопроизводительного диагностического и прогностического молекулярно-генетического метода работает секвенирование «нового поколения». Это технология для выявления герминальных и соматических мутаций в таргетных генах. Секвенирование позволяет обнаружить не только распространенные мутации, но «прочитать» полную последовательность клинически значимых генов. Это позволяет выявить все возможные генетические изменения, ассоциированные с онкологическими заболеваниями. В КазНИИОиР МЗ РК заканчивается изучение генетического профиля молодых женщин-казашек, заболевших раком молочной железы. Была установлена форма рака, характерная именно для генетического фона нации, проявляющаяся в более раннем возрасте и протекающая очень агрессивно. К тому же этот так называемый трехнегативный рак оказался устойчив против обычных методов лечения. Подходит к завершению и трехлетнее исследование мужчин, заболевших колоректальным раком. Ученые-медики изучают эти виды мутаций для того, чтобы разработать новые эффективные методы лечения, а также проводить профилактику семейного анамнеза.

Эволюция опухолей различна. Воздействуя различными методами мы влияем на какую-то одну мутацию, но может развиться другая, так как опухоль гетерогенна. С развитием генетики и молекулярной биологии в руках клинических онкологов оказался новый способ изучить опухоль, чтобы найти в ней уязвимые места. И это дает большую надежду, что мы наконец сможем остановить эту лавину под названием «рак», – подытожила Д.Р. Кайдарова.

Подготовила Елена Томилова

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
03 декабря 2019
«Казахстанский фармацевтический вестник» №23 (576), декабрь 2019 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

15 апреля 2024 E-Comm в мире, РФ, KZ