Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
19 января 2021. вторник, 23:11
Информационно-аналитическая газета

Статьи

268 0

Аптечные сети в Казахстане уже достаточно громко заявили о себе. И сегодня фармацевтический рынок страны воспринимает аптечные сети как серьезных игроков на рынке, с которым просто невозможно не считаться. Обычно это структуры с характерной сетевой атрибутикой. И бренд EUROPHARMA уже много лет хорошо известен каждому отечественному покупателю. О том, как развивалась все это время аптечная сеть, что она представляет сегодня и о будущих тенденциях развития аптечного ритейла в постковидное время мы беседуем с представителями компании EUROPHARMA.

- Как известно, за четверть века аптечная сеть EUROPHARMA стала лидером казахстанского фармацевтического рынка. Это немалый срок. Но почему в 90-х годах была выбрана такая форма продажи лекарственных препаратов, как фармстор, ведь тогда это форма была новой и малопонятной? Каковы особенности работы в таком формате?

- Действительно такой формат аптеки был внедрен нашей сетью впервые в Казахстане. Мы считаем, что открытый формат аптеки позволяет нам быть ближе к нашим покупателям. Преимущество в том, что посетитель аптеки имеет возможность рассмотреть продукцию лучше, тем более наша сеть представляет не только лекарственные средства, но и парафармацевтику, уходовую косметику, товары для мам и малышей. При этом все наши аптеки соответствуют международным стандартам надлежащей аптечной практики и практики хранения продукции на складах. Отсутствие каких-либо барьеров позволяет нашим фармацевтам оказывать индивидуальный сервис покупателям. Следовательно, мы создали такой формат аптек, где наши клиенты могут чувствовать себя комфортно и выбрать для себя то, что поможет им всегда быть здоровыми и красивыми.

- Что такое сеть аптек EUROPHARMA сегодня?

- Сеть аптек EUROPHARMA сегодня внедряет инновационные решения, которые помогают нам быть одной из лидирующих ритейл компаний. Мы стремимся к постоянным переменам, внедряя новые и доступные способы оказания помощи в формате 24/7, заботясь и предоставляя профессиональный дружелюбный сервис. На сегодняшний день сеть состоит из более 250 аптек по всей стране. В них трудятся более 1000 сотрудников фронт офиса. Все наши аптеки работают круглосуточно, что позволяет нам всегда быть доступными для покупателей, ведь помощь может понадобиться не только днем, но и ночью.

- Появились ли изменения в работе аптечных сетей в связи с COVID-19?

- Пандемия коронавирусной инфекции затронула всех. Подстраиваться под новые реалии пришлось и нашей компании. Изменения коснулись в первую очередь усиления защиты здоровья сотрудников и покупателей. Все работники аптек были оснащены индивидуальными средствами защиты, установлены дополнительные средства для обработки рук покупателями. Также наши сотрудники строго следят за наличием средств защиты у посетителей аптеки. Обработка помещений, полок и дверных ручек стала производиться чаще. Во время первой волны и карантина в нашей компании был создан штаб, в котором оперативно решались возникающие вопросы.

- Аптечный бизнес в Казахстане - это больше бизнес-ритейла или в нем присутствует и социальная функция?

- Это и бизнес-ритейл, и социальная функция одновременно. Как один из крупнейших участников бизнеса, мы не только создаем рабочие места, но и являемся крупным налогоплательщиком. Поскольку наша сеть распространена по всей территории Казахстана, то рабочие места предоставляем не только в крупных городах и областных центрах, но и в сельской местности, где представлен другой наш бренд ARZAN PHARM. Более того, мы внедряем лучшие мировые практики в области ритейла на рынке Казахстана, тем самым делаем этот рынок привлекательным для всех участников. Наценка в нашей сети позволяет товарам быть доступными для покупателей, и бренд ARZAN PHARM предлагает такие же качественные товары для жителей сельской местности, при том соблюдаются все надлежащие стандарты аптечной практики.

- Как Вы относитесь к идее продавать фармпрепараты в крупных супермаркетах?

- Супермаркеты не могут обеспечить все условия по хранению ЛС и МИ. Особенно, это касается температурного режима. Рецептурные препараты не могут быть выставлены для общего доступа. Они должны отпускаться фармацевтами по рецептам.

- Какие категории товаров лидируют в продажах?

- В нашей аптечной сети на сегодняшний день лидируют по продажам две категории. Первая, как Вы уже догадались, это категория лекарственные средства с долей продаж - 52%. Вторая категория, не менее важная, – это категория «Детство». Наша компания прилагает все усилия, чтобы сделать эту категорию более доступной, а самое главное, безопасной. Мы строго соблюдаем условия хранения и транспортировки. Тщательно отбираем поставщиков. Постоянно расширяем и улучшаем ассортимент. Кроме того, у нас есть и собственные торговые марки. Мы выпускаем воду Planta Fitness, носовые платочки, детские влажные салфетки и антибактериальные влажные салфетки Europharma.

- Какие проблемы в аптечном бизнесе являются актуальными сегодня и мешают его развитию?

- Первое – электронный рецептооборот. Карантин показал, насколько несостоятельна система обеспечения населения рецептурными препаратами, которые покупатели приобретают за собственные средства. Сначала пациент с риском для жизни и здоровья обращается в поликлинику за рецептом, далее в аптеку, а иногда и в несколько аптек, чтобы купить необходимые лекарства. Переход на электронный рецептооборот позволит покупателю получить препарат, не выходя из дома. Доктор (или участковый врач) выписывает электронный рецепт в системе. Далее этот рецепт попадает фармацевту, который оформляет доставку лекарственных средств клиенту.

Второе – возврат ЛС и ИМН. В настоящий момент в аптеках возникает спорный вопрос по возврату ЛС или ИМН. В законодательстве, регламентирующем возврат товаров в аптеку, не прописаны четкие критерии по возврату детского питания, медицинской или лечебной техники. Если бы эти моменты были отработаны и ясно сформулированы в законодательных актах, понятны обеим сторонам, то спорных моментов не возникало бы, и обе стороны были защищены.

Третье – цифровизация процессов, ведение электронных журналов. Новые технологии и цифровизация сильно изменили работу некоторых процессов. Перевод документов, в том числе ведение обязательных журналов в аптеке в электронном формате, могло бы привести как к ускорению процесса заполнения, так и к усилению контроля заполнения. В настоящий момент, каждая аптека заполняет порядка 27 журналов, которые регламентируются множеством приказов. Например, Приказ №713 от 14 сентября 2015 года «Об утверждении Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники», который обязует заполнение журнала по неправильно выписанным рецептам, Приказ МЗ и СР РК от 24 апреля 2015 года №262 «Об утверждении Правил хранения и транспортировки ЛС и МИ», в котором говорится о заполнении журнала учета температуры и относительной влажности воздуха, Приказ МЗ и СР РК №373 от 22 мая 2015 года «Об утверждении Правил выписывания, учета и хранения рецептов», который обязывает заполнять журнал учета лекарственных средств по выписанным рецептам; Приказ №392 от 27 мая 2015 года МЗ и СР РК «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик». Как на заполнение, так и на их проверку уходит много времени. В настоящий момент, в законодательстве есть такая норма, но мы сталкиваемся с тем, что не все государственные органы принимают такую форму документирования. Мы предлагаем стандартизировать подход к проверке и заполнению журналов. Это будет удобно не только для аптечных сетей, но и для государственных органов, которые в любой момент могут проверить разные данные, в любой аптеке нашей страны, где бы она не находилась.

- Наиболее эффективные на Ваш взгляд маркетинговые диджитал-инструменты для продвижения аптечного бренда?

- В связи с действующими в Казахстане ограничениями по рекламе лекарственных средств, мы не можем в полной мере использовать все доступные на сегодняшний день инструменты. Нам помогают в продажах социальные сети, в частности, официальные аккаунты компании, наш сайт. Сейчас мы работаем над внедрением мобильного приложения. Планируем его запустить в ближайшее время.

- На основании каких критериев вы принимаете решения об открытии аптек в том или ином регионе? Каков ваш план по расширению сети? Будут ли задействованы отдаленные регионы?

- При выборе новой локации мы, в первую очередь, руководствуемся стратегическим планом развития нашей компании. На следующий год мы нацелены на открытие ряда аптек на севере Казахстана: СКО, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской областях. До конца 2020 года мы планируем достичь 262 аптек, а на следующий год открыть еще 60-70 аптек по всему Казахстану. Что касается отдаленных районов, на сегодняшний день в портфеле нашей компании более 70 аптек ARZAN PHARM, которые функционируют в районных центрах по всей стране.

- Электронная коммерция в Казахстане сегодня претерпевает бурный рост, это связано еще и с пандемией, которая ставит людей перед необходимостью приобретать лекарства через интернет-аптеки. Как развивается Ваша сеть онлайн-аптек?

- Наша онлайн-аптека развивается стремительно, после пережитого бума запросов в период волны распространения заболевания большое внимание было уделено оптимизациии автоматизации процессов. Мы смогли в короткий период внедрить несколько крупных платформ по автоматизации процессов. Работа в этом направлении велась и раньше, а пандемия лишь подтолкнула нас к более ускоренным действиям.

- Существует ли разница в топе продаж медикаментов онлайн и оффлайн?

- Да, разница есть. Если в офлайне большая доля ЛС, в онлайн-продажах доля ЛС меньше или равна доле парафармации, так как у нас пользуется широким спросом категория товаров для матери и ребенка.

- Насколько в ближайшее время произойдет рост в этой сфере?

- Учитывая мировые тенденции, можно с уверенностью сказать, что уход аптечной розницы в онлайн неминуем. В ближайшем будущем стоит ожидать развития телемедицины. Безусловно, при развитии этой ниши в верном направлении телемедицина должна стать прорывной точкой в развитии медицинской отрасли, соответственно, онлайн-консультации и выписывание онлайн-рецептов создадут возможность развития онлайн-аптек не только на уровне удобства и сервиса, но и на уровне цифровизации всей отрасли.

Понятно, что будущее отечественной фармации зависит от уровня подготовленности и наличия профессиональных кадров. Кадровый вопрос в этой сфере всегда актуален.

- По каким критериям происходит рекрутинг в аптечную сеть?

- Самый главный критерий при подборе сотрудников фронт офиса – это наличие фармацевтического образования. После того, как сотрудник принят в нашу сеть, его ждет обучение. Причем обучение проходит как в дистанционном формате, так и в специально созданных учебных центрах, которые полностью имитируют настоящую аптеку.

- Как вы готовите подходящие кадры? Как происходит сотрудничество с ВУЗами? Каковы перспективы в этом направлении?

- Нами разработаны тренинги для новых сотрудников, а также тренинги по стандартам работы аптеки для заведующих Pharm Store. Во время карантина мы полностью перешли на дистанционный формат обучения, для чего была приобретена платформа и большинство действующих тренингов были адаптированы для онлайн формата. Кроме того, мы ведем работу с нашими партнерами – поставщиками продукции, разрабатывая совместное обучение, чтобы наши сотрудники владели только самой актуальной информацией.

В конце 2019 года была начата работа с ВУЗами по привлечению талантливых выпускников в ряды сотрудников EUROPHARMA. На данный момент мы заключили два меморандума о совместной работе. Выпускники фармацевтических ВУЗов и колледжей приступают к работе только с теоретическими знаниями, оторванные от действительности современного рынка и технологий. Понимая это, мы начали тесно взаимодействовать и с учебными заведениями, предоставили свои аптеки для прохождения практики, вовлекая студентов во все процессы – от приемки товара до консультирования клиентов. Новый этап развития всей фармацевтической отрасли требует высоких навыков консультирования покупателей, пропаганды здорового образа жизни.

Редакция газеты «Казахстанский фармацевтический вестник» благодарит сотрудников компании EUROPHARMA: С. Мухаметжанова (исполнительный директор департамента HR), А. Галлямову (исполнительный директор Retail Store), Б. Джанабаева (исполнительный директор по развитию), Л. Сапахову (директор департамента e-commerce), Н. Афанасьеву (аналитик отдела ценообразования), Ф. Жакашеву (руководитель отдела категорийного менеджмента FMCG), А. Нурсан (руководитель отдела контента) за предоставленную информацию.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
15 декабря 2020
«Казахстанский фармацевтический вестник» №24 (600), декабрь 2020 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

03 декабря 2020 Диабет и сердце