Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
20 апреля 2024. суббота, 19:19
Информационно-аналитическая газета

Статьи

2752 0

Число летальных исходов в связи с развитием сепсиса в мире перевалило за 10 млн случаев в год и составляет 1/5 всех смертей в мире. Микробная резистентность постепенно лишает врачей эффективных методов терапии заболеваний,повышая риски осложнений и показатели смертности, причем ее динамика развития в последние годы резко превысила темпы разработки новых эффективных лекарственных средств.

О том, как в Казахстане идет поиск путей преодоления резистентности бактерий к антибиотикам, мы попросили рассказать специалистов Научного центра противоинфекционных препаратов. Его руководитель, доктор химических наук, академик Казахстанской национальной академии естественных наук РК А.И. Ильин подтвердил серьезность проблемы: в Казахстане примерно у четверти заразившихся туберкулезом выявляется форма, с трудом поддающаяся лечению. Это так называемая мультирезистентная или устойчивая форма туберкулеза. Причем люди, которые заражаются от больных мультирезистентными формами, заболевают таким же резистентным туберкулезом.

– В основу нашего исследования были положены наблюдения за динамикой именно мультирезистентой туберкулезной инфекции при клинических испытаниях разработанного нами лекарственного препарата ФС-1. При оценке динамики изменения характеристик резистентности мы установили факт возвращения лекарственной чувствительности микробактерий туберкулеза. Это наблюдение легло в основу создания масштабной научной программы по восстановлению лекарственной чувствительности. Наша работа строится на принципе создания комбинированных препаратов, эффективных в отношении резистентных бактерий, с разным механизмом воздействия на патогенную микрофлору. При этом эффективность проявляют те антибиотики, к которым патоген устойчив. Если сказать коротко, мы дарим вторую жизнь антибиотикам. Мы также проводим исследования потери чувствительности препаратов в онкологии. Подобные работы ведутся многими учеными, сегодня этот метод считается одним из самых перспективных. Нам в исследованиях очень помогает большая коллекция резистентных штаммов микроорганизмов, которые мы приобрели из коллекции микроорганизмов США. В ближайшее время у нас появится большой портфель кандидатов на новые лекарственные средства для преодоления лекарственной устойчивости, для этого есть все основания. Фактически в этом вопросе мы шагаем в ногу вместе с мировым научным сообществом. Как только будут определены кандидаты в лекарственные средства, то пойдут и патенты на новые лекарства. Это большая перспективная работа, надеемся, что мы найдем взаимопонимание с министерством здравоохранения, и оно более активно будет вовлечено в эту работу. Это важно еще и потому, что сейчас на основе той информации, которая содержится в наших публикациях по реверсии лекарственной устойчивости, к нам уже обращаются зарубежные фирмы-производители антибиотиков с предложениями о сотрудничестве. Нам бы, конечно, хотелось более активно сотрудничать с отечественными фармацевтическими производителями.

Существует несколько путей преодоления резистентности бактерий к антибиотикам. Один из них – это защита известных антибиотиков от разрушения ферментами бактерий. Обнадеживающими подходами к преодолению резистентности бактерий к антибиотикам представляются также применение комбинаций антибиотиков; проведение целевой и узконаправленной антибактериальной терапии; синтез новых соединений с известными классами антибиотиков; поиск принципиально новых антибактериальных препаратов.

– Александр Иванович, Вы работаете с опасными микроорганизмами, возможна ли их утечка из лаборатории?

– Никогда и никому в стране не будет позволено работать с инфекционными агентами без лицензирования, без специальных лабораторий, без обучения персонала, без наличия режимной комиссии и так далее. Все необходимые лицензии для выполнения этих видов деятельности в Научном центре есть, иначе мы бы не прошли не только нашу внутреннюю сертификацию, а тем более не получили первыми в СНГ GLP-сертификат о признании исследовательской базы Научного центра противоинфекционных препаратов соответствующим требованиям Руководства по GLP от Федерального GLP-Бюро Федеративной Республики Германии.

О том, какие исследования проводятся в лаборатории вирусологии научного центра, нам подробнее рассказал ее заведующий, доктор биологических наук И.С. Коротецкий.

– В рамках изучения механизма лекарственной устойчивости микроорганизмов в лаборатории проводится полногеномное и частичное секвенирование ДНК микроорганизмов с использованием NGS – IonTorrent PGM, РНК-секвенирования. Здесь изучаются уровни экспрессии генов методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени. Безопасность и антивирусную активность веществ химической и биологической природы определяется in vitro. Ученые разрабатывают тест-системы на основе полимеразной цепной реакции для выявления патогенов микробной и вирусной природы, ведут мониторинг эффективности лечения вирусных инфекций. Лаборатория фармакологии и токсикологии оснащена вентилируемыми клеточными комплексами производства Salsafe PLUS «Tecniрlast». Среди преимуществ лаборатории следует отметить высокий уровень проведения исследований, которые регламентируются валидированными Стандартными операционными процедурами (СОП) и тест-процедурами (ТП), разработанными с учетом стандартов ISO и GLP. Лабораторией проведено полногеномное секвенирование и аннотирование трех штаммов туберкулеза, полученные результаты депонированы в международной базе данных NCBI.

– Илья Сергеевич, можно ли использовать вирусы на пользу человека?

– Да, такое возможно, и успешно применяется уже многие десятилетия. К примеру, в молекулярной генетике, в качестве векторов, то есть молекулярных механизмов редактирования геномов. Еще одно направление – использование вирусов для лечения специфических типов рака. Онколитические вирусы поражают только раковые клетки и безвредны для здоровых клеток. Ученые ставят перед собой цель создавать вирусы индивидуально для конкретного пациента с учетом особенностей его опухоли.

Открытие специфических вирусов – бактериофагов, избирательно атакующих и разрушающих бактерии, позволило создать на их основе терапевтические препараты. Размножаясь внутри клетки, они разрушают бактерии. При этом патогенная микрофлора уничтожается, а полезная – сохраняется. При исчезновении пищи фагов – вредных бактерий, исчезают и сами фаги. В отличие от антибиотиков, бактериофаги не имеют побочных действий, они реже вызывают аллергическую реакцию, не имеют вторичных негативных эффектов. Отсутствует резистентность микробов. Бактериям адаптироваться к вирусам сложнее, а при комплексном воздействии это почти невозможно. Бактериофаги – это самая перспективная альтернатива антибиотикам на сегодня.

– Какой принцип действия противовирусных препаратов?

– На каждый вид инфекции по-разному. Возьмем в качестве примера вирус гриппа. На сегодняшний день есть два класса препаратов, которые назначают при гриппе – это Римантадин и Тамифлю. Первое противовирусное средство – производное адамантана. Основной механизм противовирусного действия – ингибирование ранней стадии специфической репродукции после проникновения вируса в клетку и до начальной транскрипции РНК. Фармакологическая эффективность обеспечивается при ингибировании репродукции вируса в начальной стадии инфекционного процесса. Тамифлю – производное осельтамивира блокирует прикрепление вирусных частиц к клетке. Это эффективный и селективный ингибитор нейраминидазы вирусов гриппа типа А и В. Тормозит рост вируса гриппа in vitro и подавляет репликацию вируса и его патогенность in vivo, уменьшает выделение вирусов гриппа А и В из организма. В других случаях противовирусные препараты могут препятствовать синтезу нуклеиновой кислоты, препятствовать проникновению, препятствовать выходу из клетки и др.

О том, какие требования международных стандартов внедрены в клинике, нам рассказал заместитель Председателя Правления АО «НЦПП» по производству и клиническим испытаниям, доктор фармацевтических наук А.А. Азембаев.

– Отделом клинических испытаний и отделом обеспечения качества GCP разработано более 100 стандартных операционных процедур в соответствии с требованиями GCP. В ходе организации и проведения клинических исследований сотрудниками было получено:

- по Надлежащей клинической практике («International Conference on Harmonisation - Good Clinical Practice Guideline Course» Infonetica Ltd. UK; «Practical Implementation of GCP(International)» Whitehall Training, UK; «ICHGCP in Russian» Whitehall Training, Infonetica Ltd., UK) - более 80 сертификатов;

- по фармаконадзору и лекарственной безопасности («Pharmacovigilance & Drug Safety» Whitehall Training, UK) - 5 сертификатов;

- 5 сотрудников прошли серию онлайн-обучений по управлению данными в клинических исследованиях (Society for Clinical Data Management, Belgium);

- 3 сотрудника получили сертификаты тренеров по GCP (Infonetica Ltd., UK).

Не сомневаюсь, что наши изыскания в области разработок, производства и клинических исследованиях новых лекарственных средств увенчаются успехом. Я уверен, что наш дружный и профессиональный коллектив Научного центра внесет достойную лепту в развитие отечественной фармацевтической индустрии своими новыми наработками оригинальных лекарственных средств, которые в дальнейшем выйдут на международный уровень, – отметил Амир Аканович Азембаев.

Подготовила Елена Томилова

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
30 апреля 2020
«Казахстанский фармацевтический вестник» №9 (585), май 2020 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

15 апреля 2024 E-Comm в мире, РФ, KZ