Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
18 мая 2024. суббота, 06:56
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1694 0

Уникальная для Казахстана, универсальная прогрессивная модель патронажа (УПМП) показывает значимые результаты по снижению детской смертности, об этом говорили на встрече регионального советника ЮНИСЕФ Габриель Фонтана с экспертами Министерства здравоохранения. В качестве эксперта, мы пригласили на интервью республиканского координатора по УПМП, главного внештатного специалиста, к.м.н. Наталью Ким, которая поделилась своими мыслями о важности внедрения этого проекта.

– Наталья Георгиевна, когда началось внедрение универсально-прогрессивной модели патронажных посещений на дому в нашей стране?

– Во второй половине 2015 года при поддержке ЮНИСЕФ был инициирован Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) пилотный проект по внедрению УПМП. Пилотирование новой модели проводилось в Кызылординской области в трех поликлиниках в 2016 – 2017 гг. Проект показал значимые результаты эффективности новой модели оказания патронажных услуг: увеличился охват раннего наблюдения беременных женщин, количество новорожденных, получающих исключительно грудное вскармливание, соответственно снизились затраты на приобретение искусственных смесей, заметно повысился уровень знаний и компетентности патронажных сестер, выросла удовлетворенность населения работой патронажной службы и доверие к услугам здравоохранения, социальной помощи, снизились показатели младенческой и детской смертности. В декабре 2017 года был принят новый национальный Стандарт организации оказания педиатрической помощи в РК, в котором были прописаны все основные положения реформированной универсальной модели патронажа по всей стране.

В 2020 г. была проведена базовая оценка по мониторингу внедрения УПМП в 5 регионах РК, по результатам которой организация процесса УПМП в целом по регионам оценивается в среднем в 0,8 баллов из 3,0 возможных (по регионам от 0,5 до 1,0 баллов). Процесс внедрения УПМП являлся недостаточным и требовал значительного улучшения. В 2020 г. c 15 марта в связи с началом пандемии СOVID-19 по всему Казахстану был объявлен режим чрезвычайного положения. В связи с карантинными мероприятиями, отмечалось перераспределение патронажных работников в мобильные бригады, кроме того, семьи отказывались от активных посещений на дому из-за риска заражений, психоэмоционального стресса, вызванного пандемией. Данная ситуация несомненно повлияла на частоту домашних посещений и эффективность патронажного наблюдения целевых групп УПМП.

– В чем целесообразность модели УПМП?

– Универсально-прогрессивная модель патронажа дает возможность раннего выявления медицинских, социальных, психологических и других проблем в семье, угрожающих жизни, физическому и психическому здоровью детей и их развитию. Укрепляет внутри- и межсекторальные связи для комплексного решения проблем семьи, устраняет или значительно уменьшает риск повторения модели поведения и образа жизни родителей в следующих поколениях. Кроме этого, дает возможность равного жизненного старта каждому ребенку, раскрывая его потенциальные способности и поддерживая семью в трудных условиях, уменьшает расходы государства на затраты, связанные на устранение последствий (лечение болезней, связанных с образом жизни, правонарушений, суицидов, плохая обучаемость, низкая классификация, и т.д.). В случае наличия у семьи социальных потребностей, социальный работник является координатором в оказании пациентам комплексной интегрированной помощи, включая медицинскую и социальную помощь, реализуемых путем межведомственного взаимодействия различных структур государственных органов и НПО.

– Какие вопросы сегодня наиболее актуальны для Вас?

– В настоящее время в связи с улучшением эпидемиологической обстановки в стране возобновляется работа по усилению профилактической работы по управляемым случаям детской смертности, усиливается роль ПМСП в поддержке инициатив по раннему детскому развитию, программ раннего вмешательства, универсальному прогрессивному патронажу. В этой связи в 2022 году произошли обновления в НПА были пересмотрены и обновлены:

  • Приказ МЗ РК «Об утверждении Стандарта организации оказания педиатрической помощи в РК» от 15 марта 2022 года № ҚР ДСМ-25.
  • Приказ МЗ РК «Об утверждении Правил организации скрининга» №704, приказ № 91 с правками от 25 августа 2021 года.
  • С 2018 рекомендовано к использованию для реализации программы УПМП методическое руководство «Патронаж на основе интеграции служб ПМСП, социальной защиты включая медико-социальную реабилитацию».

– Какие пути реализации универсально-прогрессивной модели патронажа Вы можете назвать?

– В рамках НПА о поддержке стратегии ИВБДВ и УПМП принято решение усилить вовлеченность и контроль первых руководителей, заместителей руководителей и врачей в процесс контроля работы УПМП и ИВБДВ на уровне ПМСП. Поставлены задачи подготовки супервизора по УПМП на уровне каждой ПМСП для мониторинга работы ИВБДВ УПМП; подготовки команды тренеров и супервизоров для каждого региона по УПМП и ИВБДВ.

Среди других задач отмечу самые важные:

  • Необходимо информирование о потенциале программы домашних визитов на дому правительства и ключевых людей (парламент, омбудсмен по правам человека и ребенка, минздрав, юстиция, социальная защита) с целью получения поддержки от местных исполнительных органов управления в продвижении программы. Контроль за исполнением стандарта оказания педиатрической помощи для частных мед центров, оказывающих услуги ПМСП и имеющих прикрепленное детское население.
  • Ускорить запуск финальной версии мобильного приложения «патронажная медсестра» для оперативности поиска и занесения информации в электронные базы.
  • Мониторинговые визиты, развитие системы внутренней супервизии в ПМСП (подготовка команды супервизоров для каждого ПМСП).
  • Создание межведомственной комиссии, нацеленной на решение вопросов семей и объединения ресурсов для улучшения ситуации семей, или включить координатора УПМП, социального работника ПМСП во все действующие комиссии по детям и семьям (комиссия по защите прав несовершеннолетних, комиссия по делам семьи и женщин, комиссия по противодействию торговле людьми и т.д.).
  • Региональный центр ИВБДВ с штатом тренеров для обучения, и мониторинга работы ПМСП в регионе.
  • Обеспечение конкурентоспособной оплатой труда, безопасности патронажных работников при работе с семьями, транспортными расходами, униформой, патронажными сумками.
  • Приказ УЗ о функциональных обязанностях 3 освобожденной медсестры, освобожденной старшей патронажной медсестры, механизмы мотивации и повышения статуса патронажных медсестер.
  • Подготовка социальных работников для работы в патронажной команде (тренинги, стимуляция работы, функциональные обязанности).
  • Организация работы межсекторального взаимодействия на уровне акиматов.
  • Проведение ориентационных совещаний по УПМП с участием всех секторов.
  • Введение в состав межсекторальной комиссии соцработника ПМСП.

Благодарим Вас за исчерпывающую информацию!

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы