Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
25 марта 2019. понедельник, 09:22
Информационно-аналитическая газета

Статьи

370 0

Неизменно на протяжении многих лет в начале декабря АО Национальный медицинский  университет им. С.Д. Асфендиярова отмечает день своего рождения и проводит «Дни Университета». В этом году известная кузница кадров отмечает свое 88-летие. В рамках Дней Университета 6-7 декабря прошла Международная научно – практическая конференция «Интеграция медицинского образования, науки и практического здравоохранения: новые вызовы и возможности для КазНМУ».

На конференцию были приглашены ведущие специалисты в области медицины и науки республики, стран ближнего и дальнего зарубежья, профессиональные профильные ассоциации, «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, руководители областных управлений здравоохранения, национальных центров и клинических баз, представители практического здравоохранения г. Алматы и Алматинской области, вузы-партнеры, профессорско-преподавательский состав, студенты КазНМУ и, конечно, выпускники прошлых лет.

Ежегодно Дни Университета проходят в теплой и дружественной атмосфере, эффективный диалог между участниками помогает совершенствовать подготовку специалистов медицины и фармации, как на национальном уровне, так и в мировом масштабе.

Открыл праздничное мероприятие Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов, который в своем онлайн-обращении подчеркнул значимость проведения Дней Университета, процесса интеграции академических систем, кратко обозначил основные изменения в сфере медицинского образования и выразил слова благодарности всем, кто принял участие в этой конференции.

- Это стало хорошей традицией собирать в «Дни Университета» ведущих мировых ученых, профессиональных лидеров из нашей страны для обсуждения острых научных и практических вопросов. Вопросы интеграции и создания интегрированных академических систем здравоохранения обозначены в целях государственной программы развития системы здравоохранения «Денсаулык» на 2011-2019 годы и на 75% этот процесс уже завершен, поэтому очень важно обеспечить достижение поставленных целей. Нет идеального рецепта медицинского образования, каждый университет в различных странах решает этот вопрос по-своему и имеет собственный рецепт успеха. Очень важно прислушиваться к мнению тех университетов, которые заняли соответствующие места в международных рейтингах и на рынке медицинского образования в мире. Ключевым преимуществом и драйвером в этом процессе являются именно университетские программы. Совместно с Министерством образования и науки РК предпринимаются определенные шаги в сторону академической автономии университетов. Роль министерства в формировании программ обучения будет уменьшаться, тогда как ученые и преподаватели университетов будут определять, какие знания необходимы медицинским работникам. Хотелось бы, чтобы именно ВУЗы нашей страны сообща интегрировались, и сами определяли куда двигаться и какие программы необходимо усиливать. Так же мы говорим о переходе на программу 5+1, т.е. снижении сроков обучения, об усилении практической части образования, для того, чтобы интерны и резиденты проводили больше времени не только в университетских клиниках, но и в региональных медицинских учреждениях страны, параллельно получая знания и практические навыки. Сегодня в стране около 15 ВУЗов, которые являются медицинскими университетами или имеют медицинские факультеты. Необходимо поднять планку качества образования в этих учебных заведениях, поэтому предлагается создать саморегулирующуюся организацию по опыту многих стран.

Следующее важное направление – развитие клинических баз. Сегодня практически во всех медицинских университетах есть свои клиники. В структуру КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова были переданы пять ведущих НИИ и центров, в которых работают топовые врачи нашей страны, и университет имеет возможность интегрировать этих специалистов в программы обучения будущих врачей. И третье направление – это модернизация систем управления университетом –академическая и экономическая автономия. КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова первым трансформируется в НАО, тем самым получает большие экономические свободы и возможность распоряжаться своими финансами.

Для управления этим университетом должны привлекаться лучшие менеджеры и представители общественности. Они должны входить в состав наблюдательного совета и совета директоров. Это обеспечит объективность принимаемых решений для экономической устойчивости университета и лучшего использования его ресурсов. Для решение этих задач необходима и внутренняя организационная структура или академическая культура, которая является основным двигателем университета и формируется годами на основе традиций, внутренней культуры. В этом отношении КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является образцовым образовательным учреждением в стране.

В заключении Е.А. Биртанов пожелал участникам активных дискуссий и выработки практических рекомендаций и наработок, которые отразятся в резолюции мероприятия.

Что сегодня представляет собой Казахский Национальный медицинский институт им. С.Д. Асфендиярова?

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова – это старейший вуз Казахстана, колыбель, из которой вышли несколько поколений преподавателей и сотрудников, студентов и выпускников, лучших врачей Казахстана. Каждый третий врач страны сегодня является выпускником КазНМУ и гордо носит это звание. В 2018 году Независимым агентством аккредитации и рейтинга КазНМУ присвоен сертификат о прохождении институциональной аккредитации сроком на 5 лет, а в 2017 году - 1-е место в национальном рейтинге медицинских вузов Казахстана НКАОКО. Знания студентам дают 1283 преподавателя, среди которых 9 академиков, 151 доктор наук, 401 кандидат наук, 20 PhD докторов, 85 врачей, 441 сотрудник –средний и младший медицинский персонал.

В этом году студентами старейшего медицинского вуза страны стали представители России, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Иордании, Индии, США, Ирана и Турции. Всего на обучение были приняты 1667 студентов. КазНМУ – университет международного класса, чьи выпускники будут всегда востребованы на мировом рынке труда.

Об этом и многом другом рассказал документальный фильм об университете, продемонстрированный участникам конференции. А короткая культурная программа - зажигательное выступление студентов, прозвучавшее на различных языках, зарядило гостей энергией и подарило радостное настроение и воспоминания о студенческой юности.

- Самое главное достоинство КазНМУ – его выпускники, – отметил в своем выступлении ректор университета Т.С. Нургожин. – С момента основания Казахский национальный университет им. С. Асфендиярова выпустил более 75 тысяч квалифицированных врачей, сделавших значительный вклад в отечественное и мировое здравоохранение. Среди его выпускников и преподавателей –8 министров здравоохранения РК, 14 депутатов Сената и Мажилиса, 3 ректора медицинских вузов Казахстана, 19 руководителей научных центров и институтов, 6 руководителей региональных учреждений здравоохранения, 6 чемпионов мира, 2 героя Советского Союза. И сегодня мы также гордимся нашими студентами.

Далее профессор Т.С. Нургожин рассказал о концепции и видении развития университета, как лидера в создании интегрированной академической системы здравоохранения в стране.

Он отметил, что мировая практика крупнейших развитых стран показывает, что создание интегрированной академической системы является объективной необходимостью. Проблемы здравоохранения требуют комплексных интеграционных решений, и поэтому академическая система здравоохранения фокусируется на предоставлении высокоспециализированных услуг. Подготовка врача невозможна без практики в настоящих клинических условиях, и решением правительства в состав вновь созданного НАО КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова вошли пять крупнейших научно-исследовательских центров, которыми гордится весь Казахстан.

- Для решения вопросов интегрирования нами были созданы 4 рабочие группы и поставлены цели определения оптимальной академической системы для каждой сферы и выработки Дорожной карты по интеграции. Всю академическую деятельность должен координировать университет, за исключением вопросов повышения квалификации. Следующим шагом будет создание эффективной структуры управления, координационного и коммуникативного механизма, который будет действовать как единая система, – заключил ректор.

С особым вниманием были заслушаны доклады Председателя сената Литовского университета наук здоровья Римантаса Бенетиса и профессора, преподавателя Департамента диабета эндокринологии и питания Высшей школы медицины Киотского университета Нобуя Инагаки.

Рассказывая о том, как в Литовском университете наук о здоровье сочетаются образовательная, клиническая и научная работы, Р. Бенетис, отметил, что основанный в 1922 году Каунасский медицинский университет параллельно с медицинским образованием развивал и клиническое обучение, а интеграция в его структуру Ветеринарной Академии дала возможность проводить эксперименты на животных в специальных лабораториях.

- Сегодня университет интенсивно развивается и в ближайшее время в него будет интегрирован Университет спорта. После объединения Каунасского медицинского университета и Литовской ветеринарной академии Литовский университет наук о здоровье (далее – ЛУНЗ) является крупнейшим учебным заведением в области медицины, состоит из двух академий: Медицинской и Ветеринарной. Основные направления обучения: медицина, одонтология, фармацевтика, ветеринария, безопасность пищевых продуктов, общественное здравоохранение. В университетской больнице, учредителями которой являются МЗ Литвы и сам университет, проходят практику студенты медицинского, одонтологического и медсестринского факультетов, 1200 высококвалифицированных врачей и 2400 членов сестринского персонала заботятся о более чем 78 000 пациентов ежегодно. Большое внимание уделяется сестринскому делу, т.к. врачей недостаточно, и часть их функций ложится на плечи медсестер. ЛУНЗ – лидер в сфере медицинских исследований, научные разработки являются большей частью всей деятельности университета, в это направление инвестируются средства из Европейских фондов, национальных программ и до 25% университетских средств. Основные направление в научной работе: механизмы межклеточных отношений, генетика, диагностика редких и не диагностируемых заболеваний и др. С первых студенческих шагов прививается интерес к науке. Главное в работе университета – единство медицинского обучения, науки и клинической практики.

Университет Киото был основан в конце девятнадцатого века, и является вторым по старшинству и престижу университетом в Японии после Токийского. О качестве образования и уровне научной работы говорит то факт, что с 1950 года 10 выпускников Киотского университета стали Нобелевскими лауреатами в различных областях науки, в том числе и медицины.

Как отметил профессор Н. Иганаки в своем выступлении, в университете десять факультетов, 18 разнонаправленных школ, включая медицинскую. В структурное подразделение входят: школа медицины, университетская клиника, госпиталь и различные исследовательские центры, один из них – центр нобелевского лауреата, где исследуются стволовые клетки и их практическое применение. Схема образования в Университете Киото состоит из 4 лет обучения, в течении которых студенты получают знания по основным медицинским наукам, параллельно с обучением идет раннее погружение в клиническую практику, по окончании 4 лет, сдаются экзамен OSCE (Objective Structured clinical Examination) и практические навыки. После сдачи этих экзаменов студенты переходят на 5-6 курс и осваивают 73-х недельную программу в клинике, по завершении которой сдают национальный экзамен и получают лицензию, далее – 2 годичная обязательная резидентура. В связи с большим количеством программ по резидентуре, в Японии сложно получить профессиональный сертификат и сейчас проводится работа и создается специальная организация, которая будет проводить упорядочение выдачи этого документа. Далее профессор Иганаки познакомил слушателей с клиническими исследованиями, которые проводятся и скоро станут достижением всего человечества, новыми открытиями, которые были сделаны в научном центре университета по терапии болезни Паркинсона, онкологического заболевания яичников, получение тромбоцитов человека из стволовых клеток и др.

Подводя итог, он подчеркнул, что, проводя интеграцию медицинского образования, мы получаем структуру высокопрофессионального образования, основанную на клинических исследованиях, научных знаниях и достижениях мировой науки. Уже подписан Меморандум о намерениях между КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и Университетом Киото, за ним последуют и студенческие программы, академические обмены и исследовательские разработки.

В рамках международного форума для ее участников было приготовлено большое количество научно-практических конференций и мастер-классов. Различные медицинские клиники и центры, отели встречали в эти дни гостей и участников конференции: детская инфекционная больница г. Алматы, ГКП на ПВХ «Городская клиническая инфекционная больница им. И.С. Жекеновой», университетская клиника «Аксай». Профессоры из госпиталя Пусанского национального университета Ли Юнсуб (LeeJungsub) и Парк Вонсок (ParkWonseok) провели мастер-класс — операции детям с патологиями в области ортопедиии, кардиохирург Римантас Бенетис совместно с казахстанскими коллегами провел три операции на сердце и мастер-класс, профессор В. Локшин поделился опытом лечения женского бесплодия. Ряд научно-практических конференций был посвящен самым актуальным темам: о перспективах развития педиатрической службы в РК, обсуждались клинико-эпидемиологические аспекты, будущее аллергологии и клинической иммунологии, использование новых технологий в персонализированной медицине.

В самом университете состоялись встречи с руководителями управления здравоохранения ВКО и Кызылординской области. Также прошли лекции на тему «Диагностика и хирургическое течение хронической сосудистой мозговой недостаточности», факультетские чтения «Современные научно-практические и образовательные подходы в условиях модернизации фармации Казахстана».

Таким образом, насыщенная, многогранная работа, проведенная участниками и гостями международной конференции в течение трех дней, вылилась в принятие резолюции руководству университета, основные положения которой направлены на полноценное использование принципов автономности, академической свободы, на проведение системной работы по постоянному повышению качества образовательного, научного и других процессов, на внимание к вопросам международного сотрудничества, принятию мер функционального и структурного характера по обеспечению неуклонного экономического развития и финансовой стабильности.

Подготовила Ирина Климова

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
20 декабря 2018
«Казахстанский фармацевтический вестник» №24 (554), декабрь 2018 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

18 февраля 2019 Неизбежные риски