Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
19 января 2019. суббота, 18:38
Информационно-аналитическая газета

Статьи

318 0

Развитие отечественного фармацевтического производства – одна из приоритетных задач, поставленных перед отраслью Нурсултаном Назарбаевым. В стране созданы благоприятные условия для стимулирования развития предприятий, разработаны механизмы поддержки отечественного производства через систему единой дистрибьюции. Практически все государства стараются поддержать своего производителя: устанавливают льготный налоговый режим или вводят высокие пошлины на импорт. Но и отечественные компании должны в ответ стремиться к тому, чтобы внедрять новые конкурентоспособные инновационные продукты. Об этом журналист газеты «Казахстанский фармацевтический вестник» побеседовал с Президентом Ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции Казахстана «ФармМедИндустрия Казахстана» Русланом Султановым.

– Руслан Серикович, какие вопросы больше всего волновали в этом году компании, входящие в «ФармМедИндустрию Казахстана»?

– У ассоциации не только говорящее само за себя имя, но и колоссальная ответственность, как Вы понимаете. Поэтому нас касается все, что прямо или косвенно задевает отрасль.

Главными и непростыми задачами были и остаются повышение конкурентоспособности наших производителей, изменения в отраслевом законодательстве и самый острый вопрос, на мой взгляд, – человеческий капитал. Конкуренция – это, прежде всего, кадры, и конкурировать в этом плане со сложившимися системами иностранных компаний все еще непросто.

Но и в этом направлении у наших заводов есть определенные подвижки. В первую очередь я говорю о маркетинге. Это ключевая составляющая, в этом плане нам есть чему поучиться у зарубежных коллег.

Хотим мы этого или нет, но когда-нибудь государственные программы поддержки закончатся, поэтому побеждать будет не только качество, но и профессиональное продвижение своей продукции.

– Как Вы оцениваете ситуацию на рынке фармацевтической продукции?

– Самое важное сегодня понимать, что фармацевтический рынок является частью глобального рынка. Это часто забывают у нас в стране и пытаются закрыться. Все, что происходит в мире, обязательно влияет на наши предприятия, на всю нашу отрасль.

К примеру, для всех стран ЕАЭС сегодня характерно сокращение социальных программ. Каждая страна стремится в той или иной мере сократить расходы на здравоохранение, вводятся различные механизмы доказательной медицины, усиливаются регуляторные барьеры, связанные с регистрацией и перерегистрацией ЛС, с обращением на рынке, с обеспечением безопасности и качества продукции. Идет смена механизмов глобальной медицинской науки, вводится персонифицированная медицина – все это в итоге приведет к тому, что нам потребуется изменить способы работы с потребителем.

Последние полтора года и наша отрасль претерпевает серьезные изменения. Реформируется система государственного закупа, вводится регулирование цен, планируется начало маркировки продукции – это те процессы, которые сейчас обсуждаются с государственными органами. Они окажут значительное влияние на ситуацию в фармацевтическом секторе.

Кроме того, мы наблюдаем усиление конкуренции на рынке, изменения в подходах к продвижениию продукции и внедрение новых инновационных методов в производстве. Поэтому подводить окончательные итоги развития отрасли и реформ можно только после того, как увидим определенный результат.

Вместе с тем, мы видим, что фармацевтический рынок показывает рост в 4,9% (по данным IQVIA), что связано с инфляцией. Однако, несмотря на это, имеется положительная тенденция, связанная с увеличением доли отечественных производителей. Если в прошлом году отечественное производство составило 12% от доли на внутреннем рынке, то в первом полугодии 2018 года этот показатель составил уже 14%.

– Вы поднимали много вопросов на разных форумах о дополнительных барьерах, о преференциях, о международных стандартах качества, о введении маркировки – какие из них решаются, что никак не сдвигается с мертвой точки?

– Международные стандарты качества – это данность, с которой наши производители не просто смирились, а предпринимают серьезные шаги. Большинство производств уже сертифицированы по стандартам GMP, а это не только сертифицированное производство, но и правильно налаженные бизнес-процессы, подход к работе совершенно иной.

Преференции и барьеры – это извечная тема. Так как фармацевтика – это стратегическая отрасль, каждая страна старается защитить своих, у нас ведь тоже есть программы, поощряющие своих производителей. Поэтому к данному вопросу надо подходить крайне аккуратно, «не перегнуть палку».

Глупо «запирать» свой рынок и ориентироваться только на своих. Это практически невозможно. И сильно ударит по конкурентоспособности именно отечественных производителей. Фармрынок настолько глобальный, что без постоянной конкуренции, новых технологий ему не состояться. Но разумная протекция, четко прописанные правила игры должны быть.

Что касается маркировки – это очень сложный вопрос. Весь этот год мы находимся в обсуждениях с государственными органами о том, как будет функционировать система. Пока больше вопросов, чем ответов. Влияние на отечественные предприятия будет велико –предстоит закуп оборудования, выстраивание процессов по маркировке продукции. Я уже не говорю о том, что не все дистрибьюторы и аптеки смогут осуществить эту задачу! Поэтому недооценивать последующие изменения – нельзя.

– В интервью нашей газете руководитель крупного фармзавода сказал, что не видит особой надобности в развитии в Казахстане собственного производства субстанций. Как вы относитесь к этой проблеме?

– Соглашусь с ним. Чтобы стать конкурентной производственной площадкой, необходим рынок потребления, кратно превышающий наш. Обратите внимание на основных поставщиков субстанций в мире – это Индия и Китай. Они поставляют свои субстанции во все страны мира в зависимости от требований. Сложная логистика – тоже вопрос. Эти моменты – одни из ключевых в ценообразовании.

– На Ваш взгляд, какие положительные и негативные моменты есть у идеи создания единого фармацевтического рынка в рамках ЕАЭС? Чего особенно опасаются производители, как можно этого избежать?

– Общий рынок в рамках ЕАЭС – это возможность для нас. Возможность экспортировать и конкурировать на рынках. Только так мы сможем выйти на новый уровень развития. В Послании Главы государства было озвучено, что государство будет стимулировать предприятия, ориентированные на экспорт. Поэтому так важно внедрять международные стандарты качества, повышать требования к нашим объектам и ориентировать нашу промышленность на экспорт. Только так мы сможем развиваться как страна.

Что касается угроз, то главной из них является недобросовестная конкуренция. И нам необходимо не допускать ее. К сожалению, действующие практики не всегда работают и являются недостаточно эффективными.

– Какие отечественные компании нацелены на этот рынок? Каковы их шансы?

– Не только нацелены, а уже активно продвигают свою продукцию. Наш отечественный производитель Kelun-Kazpharm является лидером среди импортеров лекарственных средств в Российскую Федерацию. Активно наращивают экспортные поставки такие производители как компания АО «Нобел АФФ», Santo. Начал поставлять свои препараты казахстанский производитель Dosfarm.

Относительно шансов скажу так – мы экспортируем уже в 9 стран. В конце 2017 года отдельные предприятия (Dosfarm, Nobel) зарегистрировали свои продукты в Монголии. В ближайшее время надеемся зарегистрировать продукцию во Вьетнаме, расширить поставки в страны Центральной Азии и особенно в Узбекистане. Проходят регистрацию в России наши производители медицинских изделий.

По качеству, эффективности и безопасности мы не уступаем нашим конкурентам. Однако надо помнить и о регуляторной базе. Все страны защищают собственные рынки. И всегда создают различные барьеры, даже среди стран ЕС. Поэтому мы должны продвигать наши интересы и заключать двусторонние или многосторонние соглашения, которые позволят нашим предприятиям преодолевать различные регуляторные барьеры на входе на рынок той или иной страны. Потенциал есть, его надо использовать. Надеюсь в ближайшие несколько лет мы значительно увеличим экспорт казахстанской продукции!

Благодарим Руслана Султанова за интересную беседу.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
07 декабря 2018
«Казахстанский фармацевтический вестник» №23 (553), декабрь 2018 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

20 декабря 2018 Противовирусный щит