Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
21 мая 2024. вторник, 13:11
Информационно-аналитическая газета

Новости

284 0

В конце 2023 года Департаментом был проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере здравоохранения города Алматы, заложенных в Карту коррупционных рисков.

В ходе анализа выявлено 18 коррупционных рисков, внесено 20 рекомендаций.

Результатами внешнего анализа, а также мониторинга, проведенного Фондом социального медицинского страхования (далее - Фонд), установлено наличие определенных недостатков в качестве оказываемой медицинской помощи населению.

По сведениям Фонда в 2023 году мониторингом качества медицинской помощи выявлены более 226 тысяч дефектов на сумму 1,8 млрд тенге.

Дефект - это отклонение от стандартов лечения и диагностики.

Наибольшее количество выявленных дефектов установлены в:

- городской клинической больнице №7 - 5064 дефекта на сумму 270,5 млн тг.;

- центральной городской клинической больнице - 1112 дефектов на сумму 86,3 млн тг.;

- городской поликлинике №2 - 9613 дефектов на сумму 30,1 млн тг.;

- городской поликлинике №6 - 7663 дефектов на сумму 23,5 млн тг.

Наибольшее количество жалоб на качество оказанных медицинских услуг поступили на:

- городскую клиническую больницу №7 - 160 жалоб;

- городскую поликлинику №29 - 114 жалоб;

- центральную семейную поликлинику г. Алматы - 91 жалоба.

В этой связи, Управлению общественного здравоохранения совместно с Фондом предложено погрузитьmся в проблему и выработать единую позицию по повышению качества оказания медицинских услуг и недопущения нерационального использования денежных средств.

Коррупционные риски при назначении на работу лиц, которые одновременно работали в нескольких медицинских учреждениях, более того, и в самом Управлении.

Установлено, что внештатный специалист Управления гр. Э. одновременно работала в 5 медучреждениях, тогда как по Трудовому кодексу, лицо не может работать более 12 часов в день и находиться одновременно в 6 местах.

В другом случае, установлены факты нарушения работниками норм труда, непосредственно связанных с работой на рентгеновских аппаратах.

Так, врач-рентгенолог отделения лучевой и функциональной диагностики городской клинической больницы №7 гр. Н. параллельно работал в поликлинике №16 и №17, а также в частном медицинском центре на этой же должности.

При том, что лимит работ непосредственно связанных с источниками радиометрических аппаратов составляет 36 рабочих часов в неделю (приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года №1053).

Указанные примеры являются не только нарушением трудового законодательства, но и могут быть расценены как фиктивно оформленные в целях получения лицензии для занятия медицинской деятельностью частными организациями.

Отсутствует нормативный правовой акт по регулированию ротации первых руководителей подведомственных организаций Управления.

В ходе проведенного анализа установлено, что в системе здравоохранения из 76 руководителей медицинских организаций города, 12 находились в должности более 10 лет.

Если в некоторых случаях нахождения в одной должности руководителей медицинских организации показывает положительный эффект, то в других случаях это приводит к ослаблению контроля, халатности и вследствие чего к коррупционным правонарушениям.

К примеру, гр. Т. в период с 2015 по 2023 год возглавляла одну из поликлиник города, то есть более 8 лет.

Анализом установлено, что в период руководства гр. Т. в данном медучреждении допущено хищение бюджетных средств на сумму более 100 млн тенге путем излишнего начисления заработной платы.

Здесь же, выявлены факты начисления выплат по зарубежным командировкам без каких-либо подтверждающих документов на сумму 18 млн тенге.

В настоящее время по всем фактам рассматривается вопрос привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

Более того, установлены факты командных перемещений.

Так, занимавшая должность главного врача в одной из поликлиник города гр. Т переведена на должность исполняющего обязанности директора другой поликлиники.

После чего, на руководящие должности с поликлиники где гр. Т. была главным врачом в поликлинику куда назначена гр. Т. переведены ее коллеги (заместитель главного врача по лечебной работе, главная медсестра).

Также установлены коррупционные риски в виде неравномерного распределения премиальных выплат работникам медицинских учреждений.

К примеру, по итогам 2021 года главный бухгалтер одной из больниц города гр. У. с должностным окладом 527 тыс. тенге получила премию в размере 1 млн тенге.

Тогда как санитарка этой же больницы гр. А. с окладом 71 тыс. тенге получила премию, равную должностному окладу.

В другом случае, главному врачу городского родильного дома гр. Ж. начислена премия в размере 567 тыс. тенге, тогда как всем остальным врачам начислена премия по 25 тыс. тенге.

Неравномерное распределение премиальных выплат установлены практически во многих учреждениях здравоохранения.

В этой связи, нами в адрес Управления общественного здравоохранения внесены рекомендации о проведении мониторинга по рациональному использованию бюджетных средств и введению единой электронной системы бухгалтерского учета (облачная бухгалтерия).

Данное решение позволит устранить коррупционные риски в процессах планирования и освоения бюджетных средств, а также снять вопросы социального напряжение среди персонала медицинских учреждении ввиду неравномерных распределений премиальных выплат.

Следующий аспект это - риски при проведении госзакупок.

Имеются факты, когда Управлением медицинская техника приобреталась без соответствующих заявок.

К примеру, для городской больницы «А» закуплено

56 единиц оборудования для реанимации пациентов на сумму 62,3 млн тенге, которые в дальнейшем из-за ненадобности переданы другим организациям здравоохранения (кислородные концентраторы 10 единиц, пульсоксиметры 40 единиц, ИВЛ аппараты 3 штук, 1 единица аппарата кислотно-щелчного состояния, 1 единица высокопоточного аппарата).

Стоит отметить, что больница заявок на приобретение указанного оборудования не подавала и оно, закуплено несмотря на отсутствие в данном учреждении реанимационного отделения.

В тоже время, на приобретение необходимого для данной больницы оборудования денежные средства по поданным заявкам не выделялись (тепловизор 1 единица, стоматологическая установка 1 единица, оборудование «радиус-01 Интер С» 1 единица, система ультразвуковой диагностики 1 единица).

Установлены завышения цен на закуп кислородных станций.

В 2021 году между Управлением и одним из субъектов предпринимательства (ТОО) заключен договор на поставку одной станции на сумму 270 млн тенге, тогда как согласно оценке квалифицированного специалиста, цена станции составляет 140 млн тенге.

Как показал анализ, одной из основных причин закупа медицинской техники по завышенной стоимости является высокая доля участия посредников в поставке оборудования.

В большинстве случаев поставщики не являются представителями заводов производителей оборудования, официальными дистрибьюторами их товаров в Казахстане, по сути, занимаясь перепродажей государству оборудования с определенной наценкой.

Департаментом вопрос завышения закупочных цен держится на постоянном контроле с проведением ежедневных мониторингов.

Так, установлены систематические факты завышения цен на приобретаемые товары, работы и услуги в учреждениях здравоохранения.

В 2023 году Департаментом в адрес Управления и его подведомственных учреждений, а также ДВГА направлены 7 писем о завышении запланированных, закупочных цен на государственные закупки на сумму более 2 млрд тг.

К примеру, в 2023 году КГП на ПХВ «Реабилитационный центр «Каменское плато» города Алматы, утвердило «Электронные государственные закупки» способом электронного магазина «Массажное кресло» в количестве 3 штук (с ценой за единицу 3 500 000 тенге). Общая сумма 10 500 000 тенге.

В ходе мониторинга интернет пространства установлено, что стоимость 1 единицы аналогичного товара той же марки составляет от 1 490 000 до 1 890 000 тенге.

Таким образом, Заказчиком установлена стоимость с завышением за единицу более чем в два раза. В этом же закупе допущены нарушения требования законодательства о запрете указания фирменных наименований (Массажное кресло CasagMoreZen 2.0), то есть, ущемлены права других потенциальных поставщиков.

За 3 месяца 2024 года Департаментом уже направлены 9 рекомендательных писем о завышении закупаемых товаров на общую сумму более 660 млн тг.

Во время проведения внешнего анализа мы стали свидетелями вопиющего факта вымогательства денежных средств со стороны работника больницы №12 за беспрепятственное подписание актов выполненных работ в рамках заключенного договора о государственных закупках.

Работник медицинского учреждения, зная о проведении нами внешнего анализа коррупционных рисков, продолжил совершать преступные деяния.

Указанное свидетельствует об отсутствии контроля и профилактической работы как со стороны Управления над подведомственными учреждениями, так и со стороны руководителей подведомственных учреждении над персоналом.

 Деятельность комплаенс-служб, которые призваны стать действенным инструментом по обеспечению соблюдения организацией и ее работниками антикоррупционного законодательства организована не на должном уровне (функции комплаенса возложены на юристов, кадровиков и т.д. без освобождения от основных обязанностей).

Следует отметить о положительной динамике снижения регистрации уголовных дел в сфере здравоохранения. Если в период с 2019 по 2021 год Антикоррупционной службой города в сфере здравоохранения зарегистрировано 36 уголовных дел, то за последние два года зарегистрировано всего 3 уголовных дела.

Для сведения в настоящее время Департаментом завершено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств работниками одной из городских поликлиник на сумму более 340 млн. тенге.

В адрес Департамента поступают жалобы о возможных нарушениях при получении лицензии на медицинскую деятельность, на купленные дипломы о медицинском образовании.

В отдельных случаях указанные нарушения находят свое подтверждение, при этом вред, причиненный от деятельности таких лиц, невозможно восстановить (инвалидность, смерть).

К примеру, Департаментом проводилось досудебное расследование в отношении врача одного из медицинских центров города, который занимался медицинской деятельностью без наличия соответствующего сертификата и без наличия соответствующей специальности в области «педиатрии», кроме того не законно осуществлял медицинскую деятельность в области «детской урологии».

В результате так называемый «врач» с грубейшими нарушениями провел операцию по удалению крайней плоти ребенку 2018 г.р., вследствие чего ребенок скончался. При этом, к ответственности привлечен лишь врач, а частная медицинская организация осталась безнаказанной.

Профилактика коррупции в сфере медицины требует комплексного подхода, для этого необходимо проведение качественного внутреннего анализа коррупционных рисков, взять на особый контроль процедуру проведения государственных закупок, повышение профессионального уровня комплаенс-офицеров, а также развитие электронных систем бухгалтерского учета.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
30 апреля 2024
Zakon.kz
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи